О перспективах развития школьной медиации в Республики Казахстан

В целях профилактики и мирного разрешения споров и конфликтов среди несовершеннолетних,  Указ Президента от 3 августа 2007 году «О создании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних», положил начало образованию межрайонных специализированных судов по делам несовершеннолетних  и Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации» тесно стали  взаимодействовать.

Ювенальные суды рассматривают уголовные дела, о преступлениях: совершенных несовершеннолетними детьми; в отношении лиц, совершивших преступления в соучастии с несовершеннолетними; о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних, предусмотренных конкретными статьями в уголовном кодексе.

Дела о лишении либо ограничении родительских прав, об определении места жительства ребенка, об усыновлении, и по спорам об опеке и попечительстве отошли из гражданских к компетенции ювенальных судов.

Сегодня, благодаря Закону «О медиации» в уголовных делах о преступлениях легкой и средней тяжести, возможно применение медиации.

Медиация это — процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.

В настоящее время применения института медиации в ювенальных судах Казахстана, не пользуется большим спросом, у сторон при разбирательстве в суде. Причина в том, что медиация не пользуется доверием граждан из-за не знания, многие даже не знают о таком методе альтернативном разрешении споров.

Проводится информационно-разъяснительная работа по пропаганде и развитии медиации с областными Управлениями образования и здравоохранения, непосредственно с учебно-преподавательским составом, студентами, но для появления доверия, этого мало.

В нашем консервативном обществе, все новшества в сфере управления и судопроизводства, принимаются с некоторой настороженностью, и что бы преодолеть её, медиация должна стать, чем-то обыденным.

В этих целях упор стоит сделать в двух направлениях:

1) Популяризация такого альтернативного средства разрешения конфликта, как медиация, через СМИ. (Реклама, снятие документальных и художественных фильмов, и.т.д.)

2) Внедрение изучение медиации в школьное и послешкольное образование, в соответствующие предметы и дисциплины. Данные мероприятия должны способствовать повышению престижа и уровня доверия к медиации.

Следующей проблемой применения медиации, является слишком узкая сфера её применения в ювенальных судах Казахстана.

В соответствии с законом Республики Казахстан «О медиации»  медиация применяется в спорах (конфликтах) рассматриваемых в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести». Кроме того, медиация не применяются в ювенальных судах, при разрешении споров об определении места жительства ребенка.

Применение медиации в ювенальных и семейных судах Казахстана, работа с несовершеннолетними, с их родителями подразумевает под собой и особые требования к профессиональным качествам медиатора, которых к настоящему времени нет.

С целью повышение квалификации работы медиаторов, необходимо допускать к работе с несовершеннолетними детьми, с родитеолями только тех медиаторов, которые имеют соответствующую специализацию (педагогов, психологов).

Надо отметить, что развитие и внедрение медиации в качестве альтернативного способа разрешения споров и конфликтов разгрузит нашу судебную систему.

Во многих  странах Европы и США, медиация уже добилась больших успехов.

Работы по внедрению медиации в Казахстане, и использования ее в ювенальных судах, началось относительно недавно, и уже полученный опыт может помочь совершенствованию её применения.

Развитие института медиации в нашей стране, будет соответствовать интересам, целям и задачам ювенального судопроизводства, и позволит сделать семейные суды с участием детей более гуманым.

 

Тусупбекова Б.С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *